katera.ru

Как технологии оплачивают сами себя

©

Инновации требуют времени, сил и финансовых вложений, но выводят производственника при этом в авангард и делают его успешным. Насколько новые технологии делают пребывание на судне более комфортным, настолько же покупатель готов их оплачивать. На развитом рынке такой покупатель задает тон.

Всего за два года компания Yellowfin Yachts продала более сотни 24-футовых корпусов, изготовленных с применением углеволокна и кевлара. Она применяет для постройки своих «24 Bay CE» высокопрочное инфузионное армирование пластиков, доплолненное E-стекловолокном на винилэфирном связующем. 42-футовый одноконсольник в версии CE (Carbon Elite) получается легче на 20% (это более чем на 1100 кг) чем с обычным стеклопластиковым корпусом. С тремя 350-сильными подвесниками лодка стоит почти полмиллиона долларов, и версия из углепластика добавляет к этой цифре всего 58 000$, чуть более 10%. Волны перехода на инфузию прошла по всей индустрии. Судостроители стремятся использовать более легкие и прочные материалы, применять передовые технологии формования.


«У судостроительных компаний появилось достаточно средств, чтобы перейти на прогрессивные технологии, и клиенты, в свою очередь, готовы оплачивать получаемые при этом преимущества»

Джинджер Гардинер, редактор журнала CompositesWorld

Sea Ray SLX-W 230 ©

Применение альтернативных армирующих материалов вроде карбона, иннегры (Innegra, легкое термопластичное волокно – прим.ред.) и кевлара не просто на подъеме, но уже регулярно практикуется при постройке несерийных корпусов.


Вот что об этом говорит Джордан Хаар, представитель Vectorply, производителя синтетических армирующих волокон:

«Если бы вы спросили несколько лет назад, сколько углеволокна продано на Юго-восточном побережье, я бы сказал – почти нисколько.

...

Сейчас другая ситуация. Новые системы привода заставляют строителей искать способы облегчения и упрочнения корпусов.

...

Когда судостроитель решает перейти на инфузионный метод формования, я всегда спрашиваю, для чего он это делает»

Причины у всех разные – вес, однородность материала, качество, цена, снижение выбросов, улучшение условий работы или сокращение построечного цикла. Зачастую это сразу несколько причин, но клиенты всегда получают то, что сформулировали в ответ на вопрос «для чего?».

На острие новизны

Электроника пребывает в лидерах по инновациям в морской индустрии. Повсеместное проникновение новых технологий заставляет постоянно совершенствовать электронные устройства, опуская при этом цены. Сенсорные экраны высокого разрешения, эхолокаторы фронтального и бокового обзора, радарные дисплеи – вот некоторые из устройств, цена на которые сейчас снижается. Совершенно необходимые приборы, еще недавно бывшие «гвоздями» бот-шоу, всего год спустя перебираются в другой конец прайс-листа.

Большинство крупных производителей электроники (Furuno, Simrad, Garmin) выпускает доплеровские радары, способные отслеживать движущиеся объекты и предупреждать владельца об опасном сближении и вероятности столкновения. У каждого запатентовано собственное название этой функции: Garmin MotionScope, Simrad VelocityTrack и Furuno Target Analyzer.

Компания Navico, владеющая тремя бренлами – Simrad, B&G and Lowrance, распределила между ними «зоны влияния» на морские суда, парусные яхты и суда внутренних пресных вод соответственно. Одним из наиболее обсуждаемых изделий от Simrad стал модуль эхолокации для спортивного рыболовства S5100, в котором задействованы три независимых канала, формирующих данные высокого разрешения в широком диапазоне глубин. Картинка на дисплее впечатляет отчетливостью разделения плавающих объектов, отображаемых привычными «дугами». Пользователь может подстраивать импульсы CHIRP (Compressed High-Intensity Radiated Pulse – сжатые импульсы высокой интенсивности) в частотах от 28 до 250 кГц и мощностях от 300 Вт до 3 кВт сообразно глубине. Линия дна прорисовывается с большой четкостью и точностью.

S5100 Simrad ©

Многофункциональные дисплеи (МФД) – одно из направлений наиболее быстрого развития. Они становятся больше, удобнее, улучшают читабельность при различных условиях и углах обзора. МФД от Simrad отличались новой примененной технологией IPS (In-Plane Switching), которая позволяет видеть изображение на экране с экстремально широких углов обзора.

«Мы переживаем волнующее время. Фактически, все системы суда начинают интегрироваться вокруг многофункционального дисплея»

Марк Риденауэр, президент NMEA

В «пресноводном» секторе позиции Navico с его брендом Lowrance испытывают сильное давление со стороны конкурентов Garmin и Humminbird, которое вынуждает активно обновлять и эту технику. К серии HDS комбинированных картплоттеров/эхолотов добавилась «ветка» Carbon с 7-, 9- и 12-дюймовым размером экрана. Она характерна двухъядерным процессором, сенсорным экраном высокого разрешения, двухканальным CHIRP. Обновленная серия HDS может подключаться модулю Mercury VesselView Link, с помощью которого можно получать данные из двигателя на навигационные экраны.

S5100 Simrad ©

Наряду с сонаром S5100 Simrad вывела новый ряд систем автопилотирования для крейсерских и рыболовных катеров. По заявлению компании, улучшена точность работы, легкость ввода курса, интегрируемость через NMEA-2000.

Продолжила рост серия самостоятельных эхокартплоттеров Simrad GO. Заявлено также о множестве мелких улучшений вроде отдельно расположенных кнопок выхода из меню, включения питания и сигнализации MOB, чтобы было легче пользоваться ими в темноте, а также новое программируемое «колесо» для простоты перемотки опций меню.

Другая «зона роста» в электронике – удаленное управление системами судна в процессе текущего поддержания их работоспособности. Революция в мобильных средствах связи подняла интеграцию на новый уровень, включив в состав самого владельца судна либо нанятого им сервисмена – где бы он ни находился. Когда судно находится «на связи» круглосуточно, можно оперативно заряжать его аккумуляторы, наполнять танки водой, проворачивать двигатели средствами встроенного управления.

Navico выделила удаленный контроль в отдельный продукт, названный ей GoFree, разрабатывает с 2012 г. и за 5 лет проделала большой путь по его развитию. Он включает несколько подсистем. Оборудование GoFree Track вырабатывает поток информации о состоянии систем на борту. Подсистема следит за напряжением на батареях, уровнем топлива в цистернах, а также важнейшими параметрами двигателя. GoFree Vessel строит мобильный и веб-интерфейс с пользователем. Судно находится «на связи» круглые сутки, и как только в его оборудовании появляются проблемы, они могут быть решены моментально через удаленное управление. В МФД превращается обычный пользовательский планшет. Очень популярен сервис GoFree Hooked – он позволяет рыболовам-любителям фиксировать свои уловы с фотографиями, отмечать места, детали улова и делать заметки, чтобы вынести их в социальные сети и поделиться с друзьями.

Широкими шагами развивался также сегмент безопасности с его улучшенными технологиями «Человек за бортом», а также эффектной новинкой – беспроводной чекой глушения двигателя, которая позволяет судоводителю на ходу свободно перемещаться по всему судну, но моментально глушит двигатель при попытке оставить борт.


Комфорт

Положительное влияние инноваций – в долгосрочности последствий их введения. Поскольку активный отдых вообще и владение лодкой в частности требует от человека определенной подготовленности, неудачный первый опыт может заставить его искать другой вид досуга, не столь специфический. Судостроители со своей стороны делают шаги для снижения этого «порога новичка» – прежде всего стремясь повысить комфортность пребывания на борту.

Многие строители проектируют суда с учетом возможности установки стабилизирующих устройств. Компания Seekeeper сообщила, что она в 2016 г. установила рекорд, продав сразу 1000 гиросистем успокоения качки. Недавняя разработка – гироскоп, пригодный для установки на небольшие катера длиной от 9 до 12 м. Он представляет собой маховик, расположенный внутри вакуумной капсулы и вращающийся с частотой около 10 000 об/мин. При массе около 250 кг устройство производит противодействующий бортовой качке момент величиной до 7 850 Нм и эффективно гасит ее размахи.

Четыре компании – Yamaha, Mercury, SeaStar Solutions и ZF Marine предложили в этом году технически более простые, чем гироскопические, системы управления положением судна с помощью штатных движителей и подруливающих устройств. Они позволяют четко позиционировать судно в пространстве, чем сильно облегчают жизнь рядовому судоводителю. Как известно, швартовка в тесноте марин – высокий психологический барьер для новичка, и новые системы маневрирования способствуют привлечению более широких кругов начинающих водномоторников.

Sea Ray SLX-W 230 ©

Транцевые плиты также зарекомендовали себя как эффективное средство управления посадкой судна. Но даже управляемые с рулевой панели транцевые плиты далеко не полностью используют свои возможности. Ведь лодка на ходу постоянно испытывает влияние сил, нарушающих ее наилучшую посадку – удары волн и накренения на их склонах, перемещения экипажа в кокпите, просто маневрирование по курсу и скорости. Невозможно отвечать постоянной «ручной» коррекцией посадки на каждое внешнее вмешательство, но можно доверить ее микропроцессорной автоматике.

Система AutoTrim Pro разработки известной компании Bennett работает подобно автомобильному круиз-контролю, улучшая ходовые качества судна в реальном времени. Все функции управления системой соединены на компактной панельке. Они позволяют включать автоматику в двух предварительно сохраненных вариантах настройки либо управлять плитами вручную. При выключении зажигания плиты автоматически поднимаются в нерабочее положение. Для упрощения установки система не использует внешних данных от GPS-приемника или шины управления двигателя, все необходимые сенсоры в ней уже смонтированы, поэтому она легко «уживается» с лодками самой разной конструкции и комплектации.

Sea Ray SLX-W 230 ©

Свой вклад в развитие систем управления посадкой судна вносят строители специализированных катеров-буксировщиков. Популярность вейксерфинга и других подобных видов спорта привела к развитию систем формирования попутной волны. Sea Ray SLX-W 230 – катер со стационарным двигателем, транцевыми плитами и балластной цистерной, позволяющей активно формировать спутную волну. Под пайолы судна помещается почти тонна балласта; управлять массой балласта и способом формирования волны можно в три касания сенсорного экрана. Водитель волен выбрать уже готовые настройки сообразно предпочтениям спортсменов – под правую или левую ведущую ногу, под новичка и профессионала, вейкбордера и вейксерфера.

Автор оригинальной статьи: Крис Лэндри. Перевод и адаптация на русския язык: Алексей Даняев

выбрать фон сайта