katera.ru

Зимний виндсерфинг: снаряжаемся

Зима в разгаре, вода надежно скована льдом, поля укрыты снежным одеялом. Это любимое время для зимних виндсерферов: любой простор становится огромным стадионом, любая поверхность может быть треком для тренировок и состязаний. Над белой пеленой стремительно несутся паруса, будто летом над водой... В поземке порой даже не различить, на чем стоят спортсмены, какие снаряды применяются для зимнего виндсерфинга, как все это вместе работает?

В наше время, помимо множества вариантов для любителей, есть три основных типа снарядов для гонок. Это сани на двух длинных лыжах – «двухлыжка», затем «монолыжа» – одинарная лыжа с парусом, и айсборд – доска на коньках. Все три типа относят к классу «парусные сани». Любые снаряды могут участвовать во всех соревнованиях класса, по выбору спортсмена. Впрочем, гонщики, за редким исключением, привыкают к одному типу и нечасто меняют свое предпочтение. Так уж сложилось (главным образом, из-за климата), что за рубежом популярны айсборды и узкие парусные сани. У нас в стране издавна гонщики побеждали на монолыжах. В последние годы архангельские спортсмены разработали и внедрили в практику гонок особые сани – двухлыжные, но значительной ширины, около метра. Эта широкая «двухлыжка» отлично идет и по жесткому покрытию, и по рыхлому снегу. Благодаря увеличенной площади опоры появилась возможность ставить паруса больших размеров, справляться с сильными порывами, не теряя скорости. На недавних чемпионатах России и мира в первых рядах был именно этот снаряд.

Кроме гоночных снарядов, есть немало вариантов для любителей, и среди них наиболее интересный – «снежная доска». Снаряд также популярен и для любительских гонок, участвовал и в последнем чемпионате.

Монолыжа, или точнее сказать, парусная лыжа – исключительно наш снаряд, отечественный. Мало кто за пределами СССР применял монолыжу в ее классическом виде. Снаряд внешне кажется простым – на длинную широкую лыжу установлена небольшая площадка на нескольких опорах, распределенных вдоль по осевой линии. Площадка, как правило, возвышается над лыжей на 8-12 см. Лыжа берется максимально длинная, широкая. Хорошо подходят лыжи для прыжков с трамплина, длиной свыше 240 см, и шире 10 см. Невзирая на то, что такие лыжи не имеют стальных кантов, снаряд неплохо идет даже по плотному насту. Иногда на прыжковую лыжу ставят небольшие коньки по бокам, для стабильности на заледенелых участках. Для голого льда берут лыжу для скоростного спуска (Speedski), длиной 230 и более сантиметров, с острыми стальными кантами. На площадке устанавливается шарнир от виндсерфинга, примерно над геометрическим центром лыжи или чуть спереди.


©
©

Опоры площадки стараются выполнить так, чтобы обеспечить свободу гибкой лыже, которая в результате «облизывает» микрорельеф, меняет прогиб по мере давления и таким образом работает максимально эффективно. Изобрел парусную лыжу в Таллинне еще в середине 1970-х годов таллиннский яхтсмен Юрий Плизник («КиЯ» №75, 1978 г.). В Советском Союзе она долгое время была монотипом для гонок. Парус для монолыжи был ограничен в гонках до 7.5 м2 – больший парус на монолыже сложно контролировать. Старт снаряда нередко происходит с разбега, поскольку довольно сложно удержаться на сравнительно неширокой опоре стоя на месте и на малой скорости. На галсе спортсмен движется в особой стойке – одна нога спереди мачты, другая чуть позади – откренивая на себя и парус, и монолыжу. По мере скольжения интуитивно подбирается угол закантовки, оптимальный для данного покрытия, силы ветра, курса и скорости. Гонщик, таким образом, балансирует «на грани», добиваясь максимальной отдачи. Монолыжа в подходящих условиях за счет своей эффективности даже с небольшим парусом вполне способна обойти другие снаряды,  несущие бОльшие площади. Снаряд способен нести паруса и более семи с половиной «квадратов», однако комфортный диапазон парусности на монолыже невелик.

При усилении ветра вести узкую лыжу на порывах становится сложнее, начинаются срывы, падения, в гонку приходится брать парус поменьше, что сказывается на результате. В достаточный ветер лыжа идет и по рыхлому снегу – за счет ажурности опор и высокой площадки, как бы всплывая с разгона. Возможно применение снаряда и на льду, если лыжа снабжена кантами или коньками. Повороты на монолыже выполнять непросто. Лихие оверштаги без опоры ногой на снег доступны только мастерам, однако зимой это имеет лишь зрелищный смысл. Развернуть снаряд быстрой переброской чаще всего более эффективно, хотя и для этого нужна практика.

На монолыже в 90-е наши спортсмены не раз выигрывали чемпионаты мира. В мурманском клубе налажен пошив специальных парусов для монолыж, со специфической геометрией.

Двухлыжка, как следует из названия, напоминает сани о двух полозьях. Полозьями чаще всего служат прыжковые лыжи, иногда – лыжи для скоростного спуска. На лыжи установлена площадка непростой конструкции, как правило на четырех опорах. Лыжи применяются весьма длинные, 250-270 см. Шарнир на двухлыжках ставится чуть спереди от середины лыж. Лыжи изначально выровнены строго параллельно, с заметным наклоном наружу – как говорят, «закантованы». Таким образом, лыжи постоянно скользят только на наружных кантах. В конструкции опор предусмотрена возможность изменения закантовки лыж, что позволяет подстраивать снаряд под разные снежно-ледовые условия, возможны также другие регулировки. Можно выделить две разновидности двухлыжек – узкая «финская» и широкая «архангельская».

Финская двухлыжка известна с давних времен. Характерной чертой является узкая площадка и близко расположенные лыжи. Комфортность ведения снаряда выше, чем у монолыжи, немного шире и диапазон парусов. Узкая двухлыжка идет и по льду, и по снегу, но в целине может увязать из-за низкой площадки, нагребать снег из-за сложной конструкции, съезжать набок из-за неширокой расстановки лыж. Возможен поворот фордевинд на плотном покрытии, как на скорости, так и почти на месте. Другие повороты можно выполнить с переступанием, но не так резко, как на монолыже. Снаряд подходит как для любителей, так и для спортсменов-гонщиков. Были попытки выпускать узкие двухлыжные сани массово, но в настоящее время серийно их не производят.


©

Широкую двухлыжку начали развивать в Архангельске с середины 2000-х гг. Это развитие двухлыжной конструкции, но весьма кардинальное. Длинные лыжи несут на себе выпуклую площадку шириной около метра. Благодаря особой конструкции опор есть возможность настройки не только закантовки, но и подстройка параллельности лыж, «сход-развал».

©
©

Снаряд напоминает доску для водного виндсерфинга по стойке и манере ведения: гонщик стоит обеими ногами за мачтой, откренивает парус не только на ветер, но и назад, стоя ближе к краю широкой площадки. Если надо удержать порыв, смещает центр тяжести тела на ветер и назад по доске: как говорят виндсерферы, «уходит» в корму. Благодаря оптимальной расстановке широких лыж снаряд хорошо идет и по глубокому снегу, не проваливаясь и не кренясь. Широкая двухлыжка позволяет двигаться по рыхлому снегу даже в слабый ветер, для чего спортсмен встает ближе к центру широкой площади опоры, ведя двухлыжку максимально ровно. Закантовку при этом, как правило, настраивают поположе… Скоростной поворот фордевинд возможен на любом покрытии, и начинающим зимним виндсерферам он дается без долгих тренировок. Снаряд может нести большие паруса, 10 квадратов и более, не только при ровной тяге, но и в сложной ветровой обстановке. Даже с большим парусом можно удерживать порывы на скорости, уверенно идти как в слабый, так и в сильный ветер. По манере снаряд является зимним аналогом известной «формулы виндсерфинг» – широкой водной доски. В 2011-м году на широкой двухлыжке достигнут серьезный успех – победа наших спортсменов в чемпионате мира после долгого перерыва. С тех пор на архангельском снаряде занимают призовые места и на мировом уровне, и, разумеется, в России. Ведущие спортсмены мира стараются копировать архангельскую конструкцию, внося также и свои изменения. В Архангельске меж тем налажено серийное производство двухлыжек под маркой «MUST». Отработана оптимальная схема: выпуклая площадка опирается на легкие прочные опоры, они же узлы, позволяющие проводить быструю сборку-разборку снаряда. Все опоры унифицированы, и это дает возможность разбирать снаряд для перевозки, быстро заменять лыжи и даже менять лыжи местами в гонке.

Конструкция совершенствуется и еще `не достигла своего «потолка». В последнее время производители MUST добавляют опционально стальные канты-коньки, врезая металлические полоски по внешним, рабочим краям лыж. Они повышают надежность ведения снаряда на льду, практически не утяжеляя конструкции. Также отечественные умельцы разработали особые лыжи, исключительно для зимнего виндсерфинга, где тонкий кант врезан по всей длине лыж изначально, как и на фирменных горных лыжах. Совершенствуется и дизайн площадки для гоночных двухлыжек: и за рубежом, и у нас все чаще делают «палубы» многослойной конструкции, с изрядным количеством карбоновых волокон. Такие двухлыжки заметно легче при повышенной прочности и оптимальной упругости, что позволяет рассчитывать на высокий результат.

Айсборд ведет родословную непосредственно от буера. Устроен похоже: к прочной площадке снизу прикреплены острые подвижные коньки. Для гонок применяют относительно длинные лезвия, 30 и более сантиметров. Наиболее популярная у любителей и спортсменов схема с четырьмя подвижными коньками носит название хайборд (Hiboard). Реализуется на небольшой продолговатой доске. По принципу работы подвески хайборд напоминает скейтборд: коньки попарно параллельны, и каждая пара к тому же может поворачиваться в горизонтальной плоскости. Изменение направления движения производится креном площадки в нужную сторону, что обеспечивается попросту давлением ногами на край доски. Так как одновременно спортсмен должен еще и откренивать парус, моторика движения довольно замысловатая. Зато снаряд получается удивительно маневренный и вместе с тем скоростной. Хайборд применяется как для фристайла, так и для слаломных гонок. Повороты на хайборде можно заложить покруче, чем летом на водных досках, притом без срыва снаряда, именно «резаные». Даже на небольшом катке умелые фристайлеры ухитряются чертить лихие восьмерки и изящные спирали, развлекая публику.

©
©

На айсборды, как правило, ставят небольшие паруса. В Европе, где снега мало в последние десятилетия, а чистый лед не редкость, айсборды разных видов весьма популярны. Кроме того, налажено серийное производство – латвийский хайборд под маркой Hiberna широко используется как для соревнований, так и для любительского катания.

Кроме айсборда на упругой подвеске, издавна известен коньковый снаряд под названием «трехконьковка». Он ближе к буеру по конструкции, задняя пара коньков установлена жестко, передний конек рулится специальным рычагом. Известны и другие варианты айсбордов, например, специальные снаряды для установления рекордов скорости. Именно на айсборде был поставлен рекорд скорости в 2012-м году – Джеффри Браун из США достиг 97 км/ч на дистанции в 500м.

Снежная доска возникла как логичное развитие идеи летней монолитной, негибкой доски, без  каких бы то ни было подвижных элементов. Несмотря на кажущуюся простоту конструкции, создателям пришлось поломать голову и над формой доски, и над ее конструкцией. Нагрузки на снегу и льду побольше, чем на воде, поверхность весьма коварная и разнородная. Для льда, например, такой доске нужны остро заточенные коньки, а чтобы при этом снаряд поворачивал, нужна особая форма этих коньков, как и хитрая геометрия всего днища (так называемый «рокер»). За океаном такая доска известна как сноуфер. В нашей стране с недавних пор серийно выпускается DSD – снаряд, разработанный самарским спортсменом и изобретателем Дмитрием Скобелевым. Доска хорошо идет как по рыхлому снегу, так и по насту, давая возможность выполнять лихой фордевинд и даже оверштаг. Этот снаряд по геометрии и манере ведения ближе всего к водным доскам. Начинающие зимние виндсерферы, как показывает практика, сразу становятся в петли и без опасений подцепляются трапецией к парусу. Есть возможность поставить специальные коньки, которые острее и выше штатных – тогда и по льду доска режется уверенно.

©
©

Эта конструкция поль¬зуется популярностью среди любителей, а также в серф-клубах для проката зимой и для обучения. Сейчас выпускается уже вторая, улучшенная доска, пригодная и для люб¬ительских гонок, под названием «DSD Ultra». В скором времени планируется создание новой версии, исполь¬зующей самоновейшие технологии – карбон, особую скользящую поверхность и тому подобные инновации. Доска производится серийно, на базе отечественных материалов, и доступна практически вс¬ем. В  прошлом сезоне в Тольятти доски DSD Ultra впервые принимали участие в чемпи¬онате мира WISSA-2017.


*предыдущая статья на эту тему – «Зимний виндсерфинг: из прошлого в будущее», КиЯ №2(254) за 2015 г.

Текст статьи: Алексей Левин. Иллюстрации: Марины Турусиновой, Светланы Дробышевской

выбрать фон сайта