katera.ru

Инновации: куда движемся?

©

Инновации: куда движемся?

Уильям Сайссон, TradeOnly

О лодках и лошадях

Старые моряки говорили: «Если хочешь всегда оставаться сухим – покупай лошадь, а не лодку». Это заповедь истинно старой школы. Действительно, риск попасть под соленый душ, управляя быстроходным открытым катером, существует, и он составляет одну из неповторимых прелестей водного хобби, хотя далеко не каждый примет подобные удовольствия как должное.

Это было еще вчера. Сегодня лодки сильно изменились и отказались от многих старых привычек. Еще недавно их частенько заливало по палубу, они нещадно бились на волне, подолгу вытягивали нас на режим глиссирования – многие помнят, как это было.

Новое поколение моторных лодок с мощными подвесными моторами – быстро растущего сегмента рынка – оставило эти стереотипы позади. Новые моторки быстры и приятны на ходу, а по удобствам на борту уже тянут на класс, прежде называвшийся «моторными яхтами».

Было время – я морщился, когда лодки начинали сравнивать с автомобилями, но и это время прошло. Если говорить о богатстве опционального оборудования и комфорте на борту, современные суда уже превзошли автомобили, которые напротив, становятся все более технологичными и утилитарными.

Конечно, водные пути совершенно не похожи на автострады. Суда работают в среде более динамичной, но нельзя отрицать, что лодки во многом сблизились с автомобилем в прежнем его значении – в разнообразии оборудования, средствах коммуникации, качестве отделки, продолжительности эксплуатации и т.д.

После долгого периода низкой активности лодочный мир начал меняться за счет быстрых нововведений. Мы увидели на малых судах подрессоренные кресла, гироскопические стабилизаторы качки, более дружественные капитану системы управления, более понятный интерфейс электроники. Список инноваций расширяется во всех секторах предложения, уровень качества и шикарности удвоился, и потребитель, как мы видим, готов за него платить.

Прежде мы говорили, что новые технологии «проникают» в потребительский сектор из более продвинутой области дорогой рекордно-спортивной техники, из океанских гонок за престижные награды. Проникают? Да они льются непрерывным потоком. И все больше и больше приходит новинок из смежных судостроению отраслей. Потребитель является двигателем этих перемен, голосуя за прогресс заработанными деньгами. Он живет в «умных» домах, ездит на «умных» автомобилях и хочет получать подобный сервис и от лодок, включая взаимодействие с ними через экран мобильного устройства, и такая возможность уже появилась.

«Хорошо, но кто позаботится обо всем этом добре, если что-то пойдет не так?» – спрашивает один мой знакомый технарь. Это сильный вопрос. Насколько усложняются лодки, двигатели и системы, настолько же возрастает потребность их оперативного ремонта и замены компонентов. Кадровый вопрос остается актуальным сегодня, и он будет актуален завтра.

Лодки улучшаются и конструктивно. Новые материалы – смолы, клеи, технологии наподобие инфузионных и вакуумных позволяют делать корпуса более прочными, жесткими и легкими. Многие из производимых сегодня судов переживут те старые ванны, которые мы все еще видим на воде. Средний возраст моторного или парусного судна сегодня – около 25 лет. До сих пор нет ясности, чем обернется для индустрии столь длинный жизненный цикл изделий. Это тема для будущих дискуссий.


©

«Никто не знает, как выглядит тот мир, в который мы все движемся»

Генеральный директор сервисного подразделения Volkswagen Оле Хармс

Что в будущем? «Никто не знает, как выглядит тот мир, в который мы все движемся» – говорит генеральный директор сервисного подразделения Volkswagen Оле Хармс. Беспилотные автомобили и новости из Силиконовой долины определяют повестку сегодняшнего дня, а автомобилестроение переживает тектонические перемены. «Наивысшее мастерство, которым придется обладать сегодня – это способность к переменам» – заявил Хармс. Инновации подразумевают перемены, и они не дадутся легко. А какая альтернатива? Покупать лошадь?

Плоскогубцы против роботов

«Наивысшее мастерство, которым придется обладать сегодня – это способность к переменам»

Генеральный директор сервисного подразделения Volkswagen Оле Хармс

В последнее время я много читаю об автоматизации производств. Буду ли я и мой брат-судостроитель заменены в недалеком будущем роботами? Я бы не тревожился по этому поводу, если бы не одна закавыка.

В «Нью-Йорк Таймс» пишут: «В отдаленной перспективе убийцей трудовой занятости населения будет не Китай. Это будет автоматизация». И цитируется статья, где два исследователя из Оксфордского университета оценивали, что роботы способны заместить 47% рабочих мест в стране. Ясно, что они не брали в расчет судостроение. В нашем специфическом мире, в котором почти невозможно найти две одинаковые яхты, автоматизация – это жупел. Разумнее просто наблюдать, как инновационные технологии претворяются в нашу привычную жизнь, постепенно наполняя ее новым содержанием.

«Новые технологии все больше и больше будут проникать в судостроение, двигая его вперед»

Билл Йергин (Bill Yeargin), президент и генеральный директор Correct Craft

©

«Новые технологии все больше и больше будут проникать в судостроение, двигая его вперед» – говорит Билл Йергин (Bill Yeargin), президент и генеральный директор Correct Craft, однако отмечает: «но это будет больше чем только автоматизация производств. Это будет робототехника, искусственный интеллект, бионика, нанотехнологии, трехмерная печать и многое другое. Я посетил пару автозаводов, вот там действительно напряженка с людьми – автомобили строят роботы».

Но есть разница. Автозаводы выпускают по 3000 машин ежедневно – немногие судостроители способны выдавать подобные объемы. «Получить доход при таком же объеме инвестиций в судостроение при сегодняшних объемах выпуска невозможно» – продолжает Йергин – «однако стоимость внедрения новых технологий падает и будет продолжать падать. Однажды настанет день, когда они будут доступны каждому, и морской индустрии тоже». Йергин предсказывает в будущем существенную трансформацию индустрии, причем пока никто не знает – какую. Именно поэтому он призывает внимательно следить за ходом развития технологий, чтобы использовать любые их возможные реализации. «Те, кто сопротивляются переменам, окажутся на очень неровном пути».

Где конкретно в нашей индустрии сегодня может закрепиться автоматизация? Наиболее известный путь – применение оборудования для программируемой резки металла и тканей. Этот инструмент позволяет получать изделия высокого качества, четко подгоняемые друг к другу и отвечающие высоким современным запросам. Автоматы применяются при напылении декоративных покрытий в матрицы и резке армирующих материалов. Инженеры используют семикоординатные фрезерные станки для изготовления пуансонов и матриц, а трехмерная печать образцов помогает разработчикам лучше отрабатывать конструктивные решения на прототипах. Однако ограниченные объемы выпуска лодочных серий при обширности модельных рядов и их опциональном разнообразии делают сложное оборудование трудноокупаемым в большинстве случаев.


«При всей широте применении автоматики в производственных процессах остается неизменной насущная потребность отрасли в мастерах, способных поддерживать разнообразие модельных и опциональных рядов»

Вице-президент ABYC Крейг Шолтен (Craig Scholten)

©

«При всей широте применении автоматики в производственных процессах остается неизменной насущная потребность отрасли в мастерах, способных поддерживать разнообразие модельных и опциональных рядов» – говорит вице-президент ABYC Крейг Шолтен (Craig Scholten), «вовлеченность человека в процессы производства и ремонта водной техники останется высокой в предстоящие годы». Он называет это явление «владение методом проволоки и плоскогубцев». Наша индустрия, как и прежде, остро нуждается в квалифицированной рабочей силе – или скорее даже в силе, желающей быть таковой.

Текст статьи: Алексей Даняев. Иллюстрация: Эдуард Бубович

выбрать фон сайта