katera.ru

Откуда взялись «Стрижи» (ч.2)

По книге К.К.Старосельцева «Катера»
Ссылка на предыдущую часть

Имея перед собой составные части задачи, проектант выполнил пять вариантов проработок. В качестве базового был принят проект 378, а все варианты проработок получили номер 378п. Главным конструктором проекта стал Н.А. Макаров. Наиболее реальной была разработка проекта нового командирского корабельного катера с улучшенной формой корпуса и двигателем ЯАЗ-204, расположенным в носовой части катера. В объем представляемых материалов проекта входила действующая модель катера с реверсивным рулем, на которой следовало проверить эффективность работы руля на заднем и переднем ходах, определить крен на циркуляции и поведение на волнении.


Основные данные катера пр.378 :

Водоизмещение полное 2.25 т, длина наибольшая 7.4 м, ширина наибольшая 2.24 м, высота борта на миделе 1.34 м, осадка при полном водоизмещении 0.47 м, подъемный вес 1.79 т, экипаж 2 чел., пассажиры 4 чел., скорость 13.5 уз., дальность плавания 75 миль, морехоцность 4 балла.

Двигатель бензиновый «М51Г-1» мощностью 62 л.с. при 2600 об/мин 


Катер пр.378

После коррекции теоретического чертежа постройка катеров пр. 378 на заводе №5 продолжалась, их охотно брал Военно-Морской Флот и пограничники, которым он надежно и долго служил. Если была решена первая половина задачи – на катере удалось устранить большой крен на циркуляции, то вторая половина – установка дизельного двигателя реализована не была, ее еще предстояло решить.

В декабре 1956 гола в эллинге экспериментальной лаборатории ЦКБ-5 была произведена закладка нового малого корабельного командирского катера проекта 380. Ей предшествовали технический и рабочий проекты варианта катера с носовым расположением дизельного двигателя и реверсивным рулем. Заказчик настаивал на проверке новых конструктивных решений принятых в проекте, и поэтому было принято решение строить катер как опытный, в единственном числе.

В процессе разработки проекта были учтены все замечания, полученные по результатам эксплуатации и постройки катеров проекта 378. Был изменен теоретический чертеж, архитектура, установлен дизельный двигатель, усилен набор корпуса. Внешний вид стал отличаться от прототипа более правильным соотношением надводного габарита и длины корпуса. Силуэт катера приобрел стремительную приятную для глаза форму.


Катер пр.380

В процессе заводских испытаний пришлось повозиться с реверсивным рулем, который создал проектанту массу проблем. В течение всего лета 1957 г. испытывались различные варианты реверсивного руля. Наконец все проблемы были решены, и 18 июня 1958 г. катер проекта 380 был предъявлен на государственные испытания.

Результаты испытаний показали недобор в 1.5 уз до заявленной скорости, а по дальности плавания экономическим ходом – 10%. Зато на мореходных испытаниях при пятибалльном волнении катер показал замечательные качества.


При испытании реверсивного рулевого устройства, которое представляло собой поворотно-сходящуюся насадку в виде двух дефлекторов с электрическим приводом и кнопочной системой управления, отмечалась хорошая управляемость на переднем ходу и удовлетворительная на заднем при штилевой погоде, но при ветре катер на заднем ходу не управлялся. Скорость заднего хода составила 1.5 уз, что заказчик счел недостаточным. Нарекание комиссии вызвала также конструкция рулевого устройства, которая помимо неспособности к надежному маневрированию была сложна в обслуживании и ремонте и менее надежна в работе, нежели традиционное рулевое устройство. Без устранения этих недостатков катер не мог быть рекомендован к серийной постройке.

Комиссия одобрила выбранные обводы корпуса, отметив малый угол крена на циркуляции 5° вместо 16-18° на катерах пр. 378, хорошую мореходность и устойчивость на курсе на переднем ходу при любом состоянии поверхности моря. Особо было отмечено применение дизельного двигателя, который давал возможность использовать топливо наиболее экономичное, менее пожароопасное и широко распространенное на кораблях ВМФ.

Оказывается, дизельные двигатели пришли на малые катера ВМФ путем непростым и многотрудным. 

(прим.ред.)

Катер был принят в опытную эксплуатацию в состав Военно-Морского Флота, но опытная эксплуатация убедила заказчика отказаться от него из-за ограниченной маневренности и ненадежности реверсивно-рулевого устройства. Флот по-прежнему оставался без катера с дизельным двигателем, а заказчик согласился на разработку нового проекта.

Шел 1960 год, и предприятие освоило легкий сплав в качестве конструкционного материала. У проектанта было желание попробовать свои силы в создании командирского катера из легкого сплава, против которого заказчик не возражал. При работе с катерами пр. 378 и 380 проектант многому научился и приобрел опыт проектирования малых командирских катеров, в том числе горький опыт – с реверсивным рулем.

Если вопросы с теоретическим чертежом и рулевым устройством были решены, то вопрос выбора двигателя и архитектуры катера оставался. Для малого командирского катера был нужен дизель легкий, но достаточно мощный для того, чтобы ходить со скоростью не менее 13 уз, как катер пр. 378. Эта проблема была решена за счет нового дизеля 6ЧСП 9.5/11 мощностью 60 л.с. и массой 570 кг, созданного заводом «Дагдизель» совместно с Богородским механическим заводом.

Вот из этих составляющих – теоретических обводов и конструктивных решений, отработанных на катере проекта 380, нового дизельного двигателя и компоновки, основанной на двухрубочной архитектуре, был создан катер проекта 339. Он имел две каюты, между ними открытый пост управления и кокпит в корме. Носовая каюта, более демократичная, была оборудована жесткими сидениями с рундуками, а кормовая каюта – мягкими диванами и зеркалами. Это был первый малый корабельный командирский катер из легкого сплава сварной конструкции.


Строился катер в Феодосии, где и проходил государственные испытания, которые закончились в декабре 1960 г. По результатам испытаний он зарекомендовал себя положительно по всем пунктам программы, а по сравнению с пр. 378 были отмечены преимущества по остойчивости, непотопляемости и мореходности. Корпус из легкого сплава был значительно лучше деревянного по всем показателям, а дизельный двигатель вместо бензинового был давно желанным на флоте.

Официально в приемном акте отрицательных или критических замечаний не было, но неофициально командный состав, которому предстояло эксплуатировать катер, высказал критические замечания в части маловыразительного архитектурного вида, малой длины по сравнению с надводным габаритом, большого шума от работы двигателя, недостаточной скорости и низкого качества выполнения корпусных и отделочных работ.

В ответ на это предприятие разработало абсолютно новаторский стеклопластиковый проект 339А, который учел все замечания комиссии. Но… В серию он так и не пошел, поскольку в отрасли тогда не было ни опыта работы со стеклопластиком, ни достаточных производственных мощностей. В результате в 1962 г. был построен катер из легкого сплава с архитектурными изменениями как у проекта 339А, но улучшенного качества отделки и улучшенной технологией сборочных работ. Этот проект получил номер 339Б и был запущен в серийную постройку на Феодосийском судостроительном заводе.

Читать дальше
выбрать фон сайта