katera.ru

Откуда взялись «Стрижи» (ч.3)

Откуда взялись «Стрижи» (ч.3)

По книге К.К.Старосельцева «Катера»
Ссылка на предыдущую часть

В начале 1961 года ровный ход работ над малыми командирскими катерами был нарушен письмом ЦКБ-17. В этом письме со ссылкой на ВМФ и Государственный комитет Совета Министров СССР по судостроению перед ЦКБ-5 ставилась задача выполнить для заказа 1123 проработку малого командирского катера из пластмассы на… подводных крыльях.

К 1961 году применение подводных крыльев на катерах получило широкое распространение как за рубежом, так и в отечественном судостроении, но это не коснулось корабельных катеров из-за осложнений при швартовке и подъеме на корабль. Единственным решением в этом случае могло быть крыльевое устройство, которое подобно шасси самолета могло бы выдвигаться и убираться в корпус катера прямо на ходу.

Проблемой как всегда был двигатель. Предварительный расчет определил массу двигателя вместе с топливом не более 450 кг, при этом его мощность должна была быть около 150 л.с. Поставленным условиям отвечали только три отечественных двигателя: газотурбинный ТВД-350 (150 кг, 230 л.с.), авиационный АИ-14 (270 кг, 200 л.с.) и мотор автомобиля «Чайка» (316 кг, 150 л.с.). Из них только ТВД-350 имел меньший вес, работал на тяжелом топливе и был более компактным, чем два остальных, работающих на бензине. Помимо перечисленных достоинств этот двигатель имел редуктор.

Катер проекта 1389

Водоизмещение полное, т - 3.20 , длина наибольшая, м - 7.79, ширина наибольшая, м - 2.40, высота борта, м - 1.09, осадка средняя, м - 0.49, подъемный вес, т - 2.75, экипаж. чел. - 2, число пассажиров, чел. - 6, скорость, уз - 37, дальность хода, миль - 110, тип двигателя - керосиновый ТВД-350, мощность двигателя, л.с. - 230, материал корпуса - стеклопластик 

Превосходство по основным параметрам в сочетании с новой архитектурой давали этому катеру несомненные преимущества перед командирскими катерами, находящимися на вооружении флота. Этот проект получил номер 1389. Он получился весьма прогрессивным для своего времени, и только поэтому не был утвержден. По своим конструктивным решениям катер обогнал время – технологии не могли обеспечить надежность и безопасность работы примененных механизмов, в числе которых гребной вал с двумя карданами и скользящей муфтой, механизм подъема крыльев и гребной винт регулируемого шага. Кроме того, ТВД-350 потреблял почти в два раза больше топлива, чем обычный дизель, и сильно шумел.

Хотя проект 1389 не был реализован, он имел большое значение для дальнейшего завершения работ по малым командирским катерам. Усилия проектантов не пропали даром. Используя поддержку высокопоставленного морского начальника, Н.А.Макаров приступил к разработке инициативного варианта малого командирского катера

За основу нового катера был принят проект 339Б, а инициативный проект получил номер 1390 «Стриж». Основные конструктивные решения были отработаны на предшествующих малых командирских катерах, и не было оснований отказываться от элементов, прошедших проверку в процессе эксплуатации. Корпус остался практически без изменений, двигатель – 6ЧСП 9.5/11, так как другого двигателя все равно не было. Компоновка была взята из проработок проекта З78п.

Был выбран вариант с кормовым расположением главного двигателя как имеющий целый ряд положительных моментов – освобождалась носовая часть катера от шумных и громоздких механизмов, и в этом пространстве весьма удачно размещался салон. За салоном был кокпит с постом судоводителя – изолирующим от моторного отсека помещением, значительно снижавшим шумность в салоне. Из-за отсутствия надстройки над моторным отсеком значительно улучшался доступ к двигателю. Кормовая центровка улучшила ходовые и мореходные качества катера. При этом расположение двигателя в корме потребовало изготовление углового редуктора и промежуточного вала.

Катер проекта 1390

Водоизмещение полное, т - 3.20, длина наибольшая, м - 7.81, ширина наибольшая, м - 2.40, высота борта, м - 1.32, осадка средняя, м - 0.61, экипаж, чел. 1, число пассажиров, чел. - 6, мореходность, баллов - до 4, скорость, уз - 13, дальность плавания, миль - 100, тип двигателя - 6ЧСП9.5/11, мощность двигателя, л.с. - 55 при 1500 об/мин , материал корпуса - легкий сплав 


Выбор типа надстройки был решен в пользу "лимузина", и катер получил внешний вид в духе легковых автомобилей того времени – с стремительными формами и большой площадью остекления – он отвечал требованиям, предъявляемым к архитектуре нового типа командирских катеров.

К концу сентября 1962 г. катер был готов к государственным испытаниям. На трейлере он был отправлен в Феодосию и в октябре прошел государственные испытания, где показал себя с лучшей стороны. Скорость вместо 12.5 уз достигла 14.2, дальность плавания 95 миль вместо 75. На мореходных испытаниях катер не зарывался и не заливался на четырехбалльном волнении, удары на встречных курсах были мягкими, качка – плавной и быстро затухающей. а установка двигателя на амортизаторы и отличная противошумовая изоляция моторного отсека значительно снизили шум и улучшили обитаемость.

В программу государственных испытаний были включены совместные сравнительные испытания малых командирских катеров проектов 339Б и 1390 с целью определения лучшего варианта для серийного производства. По габаритам они практически не отличались друг от друга, а по массе проект 1390 был на 200 кг тяжелее. По скорости катер проекта 1390 на 1 уз превзошел конкурента, а по дальности плавания уступил ему 20 миль за счет меньшего запаса топлива. По архитектуре проект 339Б значительно уступал сопернику, а по мореходным качествам они были равны.

Результаты сравнительных испытаний были единогласно в пользу проекта 1390 и, чтобы отметить какие-нибудь недостатки, в протокол испытаний было внесено, что использование реверс-редуктора вместо реверсивной муфты «создает некоторый шум при включениях и работе двигателя». В марте 1963 г. совместным решением ВМФ и промышленности предписывалось начать серийное строительство катеров пр. 1390 вместо 339Б. Строить должен был Феодосийский судостроительный завод по документации, откорректированной ЦКБ-5 с учетом замечаний, полученных по результатам испытаний.

"Стриж" каким его все знают

В 1971 г. по приказу Минсудпрома производство катеров пр. 1390 передавалось Батумскому судостроительному заводу. Более того, в 1972 г. по приказу министра вся документация, включая подлинники конструкторских документов, были также переданы Батумскому заводу, который с этого момента стал полным хозяином проекта (на профессиональном языке калькодержателем), а филиал ЦКБ-5 терял все авторские права. С 1974 г. Батумский судостроительный завод стал обеспечивать Военно-Морской Флот малыми командирскими катерами и как единственный правообладатель стал разрабатывать его модификации для нужд народного хозяйства, индивидуальных заказчиков и на экспорт.

До последних дней СССР, в течение почти 20 лет, завод выпускал эти катера, которые пользовались большим спросом потребителя. Проектант несколько раз пытался разработать более современный катер, но перспективный конструкторский задел так и не позволил объявить «Стриж» морально устаревшим в семидесятые годы и снять с производства.

выбрать фон сайта