katera.ru

Откуда взялись «Стрижи» (ч.1)

Катер пр. 378 в живую ©

По книге К.К.Старосельцева «Катера»

Всем понятно, для чего нужен катер, называемый «командирским». Пребывая в составе корабельного имущества, он связывает рейд с берегом, доставляет на борт почетных гостей, с него принимают парады и смотры. До середины прошлого века он выглядел довольно архаично – с корпусом из дерева, с пожароопасным бензиновым двигателем. Мореходные же его качества часто оставляли желать лучшего.

Задание улучшить командирский катер

Неудивительно, что в конце 50-х гг. предшественник нынешнего ЦМКБ «Алмаз» – СКБ №5 – получил задание улучшить командирский катер. Предстояла большая работа по пересмотру теоретического чертежа, нужно было учесть замечания по эксплуатации серийных катеров на флотах, а также недостатки в технологии и конструкции катеров, выявленные из опыта их постройки на заводе. Усовершенствовать катер было необходимо еще и потому, что этот катер предназначался вместо катеров проекта 378 для снабжения новых эскадренных миноносцев и сторожевых кораблей проектов 56 и 42. Кроме того, катер проектировался с возможностью применения его в народном хозяйстве в качестве служебно-разъездного или прогулочного.

катер проекта 378

Катер пр. 378 для снабжения новых эскадренных миноносцев и сторожевых кораблей проектов 56 и 42.

©

Предстояло заменить главный бензиновый двигатель дизелем. Проектант оперировал доступными ему в то время двумя марками дизелей – 6Ч 8,5/11 мощностью 30 л.c. и ЯАЗ-204 мощностью 100 л.с. Двигатель 6Ч 8,5/11 был разработан в 1953 г. Научно-исследовательским дизельным институтом (НИДИ) как опытный, мощность которого предполагалось путем форсирования довести до 45 л.с., реверсивной муфты он не имел. Дизель ЯАЗ-204 был машиной крупносерийного производства Ярославского автомобильного завода, в том числе и в судовой конверсии, но также без реверс-редуктора. Вес такого дизеля со всеми вспомогательными агрегатами составлял 800 кг, что позволяло применять его на малых корабельных командирских катерах.

Отсутствие в СССР промышленных реверс-редукторов для малых катеров заставляло конструкторов-судостроителей идти на разнообразные ухищрения

Примечание редактора: Алексей Даняев

Применение таких дизелей было возможно только со специальным рулем, обеспечивающим быстрое гашение инерции и задний ход без изменения направления вращения гребного винта. Такой руль в закрытом состоянии похож на обычный, но когда был необходим задний ход, передние кромки раскрывались на угол около 90° и образовывали за гребным винтом V-образную коробку, которая меняла направление струи от гребного винта на 180°, а поворот коробки позволял при этом маневрировать.

Имея перед собой составные части задачи, проектант выполнил пять вариантов проработок. В качестве базового был принят проект 378, а все варианты проработок получили номер 378п. Главным конструктором проекта стал Н.А. Макаров. Наиболее реальной была разработка проекта нового командирского корабельного катера с улучшенной формой корпуса и двигателем ЯАЗ-204, расположенным в носовой части катера. В объем представляемых материалов проекта входила действующая модель катера с реверсивным рулем, на которой следовало проверить эффективность работы руля на заднем и переднем ходах, определить крен на циркуляции и поведение на волнении.

После коррекции теоретического чертежа постройка катеров пр. 378 на заводе №5 продолжалась, их охотно брал Военно-Морской Флот и пограничники, которым он надежно и долго служил. Если была решена первая половина задачи – на катере удалось устранить большой крен на циркуляции, то вторая половина – установка дизельного двигателя реализована не была, ее еще предстояло решить.

Читать дальше
выбрать фон сайта