Suzuki завтрашнего дня
12.03.2018 17:29:00

Темпы обновления модельных рядов у моторостроителей несколько снизились по сравнению с теми временами, когда введение новых норм экологической чистоты заставляло их революционным образом замещать двухтактные агрегаты четырехтактными или менять карбюраторы на инжекторы. Тем не менее, новинки появляются, и более того, внедряемые в них идеи сейчас куда интереснее, чем во времена быстрого «роста вширь».
Компания Suzuki предъявляла самые мощные модели в 2003 и 2006 гг. – DF250 и DF300 соответственно. В 2012-м это был DF300AP с технологией экономии топлива Lean Burn, и вот флагман снова сменился.

Свой новый 350-сильный Suzuki DF350A японские моторостроители называют не просто самым мощным на сегодня четырехтактниклм. Это также и первый серийный подвесник с соосными винтами. Такое решение, помимо эффекта «разинутых ртов» (он же «вау-эффект» – прим.ред.) при виде трех пар сверкающих лопастей, имеет и рациональную сторону.

Большой мотор требует большого гребного винта, и на типичных одновинтовых моторах это неизбежно означает увеличение размеров редуктора. Инженеры Suzuki понимали, что конструкция подводной части мотора с гребным винтом критически влияет на ее гидродинамику. Бульбообразный корпус редуктора производит сопротивление движению, которое на высоких скоростях «отъедает» огромную часть упора винта.

Распределив упор по двум противовращающимся винтам, компания достигла две цели. Во-первых, два винта позволили увереннее «держаться за воду», взаимно компенсируя боковые моменты и усилия. Во-вторых, уменьшилась нагрузка на каждый из винтов, что позволило уменьшить габариты редуктора и снизить его сопротивление. Для увеличения ресурса и надежности деталей редуктора компания применила специальную термообработку.
Другим решением, позволившим снизить сечение редуктора, стал перенос механизма реверса из подводной части выше в дейдвуд, благодаря чему сопротивление новой «ноги» еще снизилось по сравнению с ее 300-сильной версией.

В довесок возросшей эффективности нового DF350A соосные винты улучшили управляемость на малых скоростях. В частности, ушли эффекты заноса кормы при переключении реверса и неравная циркуляция на правый и левый борт.

В качестве талисмана Suzuki назначила новому мотору иероглиф «Гэки», означающий «расступившееся море». Его можно прочесть также как «сила, способная противостоять силам природы, издавна присущая творениям Suzuki; символ нашего стремления к совершенству в каждой новой идее».
©Новый DF350A был представлен журналистам во Флориде в начале июня, и на тест-драйвах помимо любимых американцами катамаранных понтон-ботов присутствовал также 35-футовый оффшорный тунцелов с четырьмя такими моторами на транце!
Прежняя 300-сильная модель имела V-образную компоновку шести поршней и рабочий объем 4 л. Новая 350-сильная также скомпонована как V-6 при 4.3 л объема, диапазон максимальных оборотов 5700-6300 об/мин. Это самый большой рабочий объем на сегодняшнем рынке подвесников, но Suzuki не собирается сдавать позиции и по весовым характеристикам. Весящий 330 кг DF350A с 25-дюймовым дейдвудом тяжелее предшественника менее чем на 40 кг, из которых основную часть добавляют более длинный редуктор и второй винт. Винты будут иметь диаметр 15.5 дюймов и шаг от 19.5 до 31.5 дюйма.
Форма подводной части была доработана инженерами с помощью программ компьютерной симуляции обтекания, и их усилия были направлены прежде всего на устранение застойных зон – потенциальных источников кавитационных явлений. Водозаборник системы охлаждения для надежности сдублирован, оба размещены на передней кромке корпуса редуктора.

В конструкции сохранены некоторые важные решения от прежних моделей, такие как программируемое направление вращения и двухступенчатый редуктор, дающий высокое передаточное отношение 1/2.29. Сохранился и эксцентриситет ведущего вала, который позволил сместить общий центр тяжести мотора ближе к транцу и снизить нагрузки на подвес и рулевой механизм. Список оригинальных решений от Suzuki на DF350A пополнился.
Целью конструкторов было повышение удельной мощности до 80 л.с./л без применения нагнетателя. Для ее достижения степень сжатия повысили до 12 – максимум для серийно выпускаемой продукции. Аналогичный мотор Yamaha-350 с V-образным блоком из 8 цилиндров имеет объем 5.3 л при степени сжатия 9.6. Рабочий объем Mercury Verado той же мощности – всего 2.6 л, но там применен турбонагнетатель, и реальная степень сжатия не разглашается. Высокая степень сжатия зачастую может провоцировать детонацию, для снижения вероятности которой специалисты Suzuki разработали специальные системы впрыска топлива и подачи воздуха, способные работать в условиях высокой степени сжатия.
Один из эффективных способов снижения вероятности детонации – поддержание как можно более низкой температуры бензовоздушной смеси и максимальное ее распыление. Для снижения температуры инженеры Suzuki разработали двойную систему воздухозаборников в капоте мотора. Она позволяет максимально отсечь водяные брызги от входящего потока воздуха и не дает ему нагреваться более чем на 10° выше температуры окружающей среды.

Конструкторы применили в цилиндрах двухфорсуночную систему впрыска, обеспечивающую более совершенное распыление топлива и более точную его подачу в камеру сгорания. Поршни выполнены более прочными для работы в условиях высокой компрессии. Их поверхности упрочнены дробеструйной обработкой, а детали кривошипно-шатунного механизма усилены за счет большей «мясистости».
Что любопытно, увеличение степени сжатия не повлекло перехода на более высокооктановый бензин – DF350A работает на том же бензине с ОЧ 90, что и конкуренты. Угол развала цилиндров составляет 55°, и это важно для сохранения типичной 27-дюймовой межосевой базы, принятой при размещении на транце многомоторных установок. Этот факт, а также совместимость мотора со стандартными системами рулевого управления делает его реальным кандидатом на обновление силовых установок катеров, уже находящихся в эксплуатации.
Следуя тренду развития «умных» систем управления Suzuki предлагает комплектацию моторов джойстиковым решением от SeaStar Solutions, либо возможность его монтажа в дальнейшем. DF350A работает в паре с монитором C10, который интегрируется в навигационный комплекс по интерфейсу NMEA-2000. На момент выхода на рынок версия мотора с 25-дюймовым дейдвудом и черным корпусом стоила 31 565 долл.; возможен также заказ и белого корпуса.
Как было ясно из первой презентации, Suzuki позиционировала новинку преимущественно для открытых консольных катеров океанского класса, хотя она наверняка придется кстати и для прогулочных катеров, и быстроходных открытых платформ. Возможно, под такие мощные подвесники появится и новый класс лодок, идеально для них подходящий.

Основные данные подвесного мотора Suzuki DF350A
Тип блока цилиндров V6–55°, 24-клапанный DOHC
Привод клапанного механизма Цепной с регулировкой фаз
Топливная система EFI
Рабочий объем, см3 4 390
Диаметр/ход поршня, мм 98 / 97
Максимальная мощность, кВт (л.с.) 257.4 (350)
Максимальные обороты, об/мин 5 700…6 300
Длина дейдвуда, мм 635 (XL) / 762 (XXL)
Передаточное число редуктора 1/2.29
Масса*, кг 330 (XL) / 339 (XXL)
Система зажигания Транзисторная
Генератор 12В, 54А
Управление реверсом Электрическое (Drive-by-Wire)
Выхлоп Сквозь ступицу
* сухой вес с электрокабелем, без винтов