katera.ru

«Wiatr I woda» тринадцать раз (ч.2)

Андрей Великанов

Polboat (палата яхтенной индустрии и водных видов спорта Польши, основана в 2006 г.) объединяет 70% предприятий этой сферы и активно занимается маркетингом. Учитывая экспортную направленность местного судостроения, это очень и очень нужная организация. Murator Expo – входит в Polboat и отвечает за организацию выставок, в частности за крупнейшую в Польше – Warsaw International Boat Show.


PAIH (Польское инвестиционно–торговое агентство) – изыскивает фонды для поддержки рекреационного судостроения. Учитывая, что неуступчивое руководство страны крепко держит бюрократов Евросоюза за горло (Польша тут самый крупный бенефициар, в 2014 – 2020 годах из Брюсселя в общей сложности получит 100 млрд. евро), рекреационное судостроение в ближайшей перспективе здесь будет только преуспевать.

После такого непростого вступления, станет более понятно, отчего рано поутру 10 августа «журналисты» оказались на одной из крупнейших в стране верфей Conrad.S.A. (www.conradshipyard.com), где расположено уникальное производство по изготовлению парусов – Sail Service (www.sailservice.pl).


Без бензина и с удовольствием

- В советское время 80% нашей продукции направлялось в СССР. – Говорит на хорошем русском мой старый знакомый Тадеуш Войтович. – Вообще, мы шьём паруса уже почти 70 лет и сегодня экспортируем их в 38 стран мира. В год выдаём заказчикам 100 000 квадратных метров! Для пущей убедительности поляк продемонстрировал печатный листок, где были перечислены Tall ships имеющие на вооружение паруса из Гданьска.

Имеют отношения эти ребята и к «Полтаве», спущенной на воду в этом году в Питере. Оказывается, в Гданьск приезжали на обучение российские мастера парусного дела.

В цехах очень просторно, некоторые швейные позиции опущены на метр под пол – так удобнее работать. Главный сегодняшний парусный материал – дакрон плотностью 560 г/м2.

На основной верфи строится порядка 200 корпусов в год.

- Остались ли россияне в клиентском списке?

- После 2014 года ваши соотечественники заказывают 4–5 яхт в год, – говорит Тадеуш, – Стоимость каждого проекта не менее 5 млн. долларов. Правда, россиянами эти яхтсмены числятся лишь номинально, поскольку и живут вне РФ (последний заказчик был из Эстонии), и порты приписки судов будут вне пределов юрисдикции ФСБ.

Следующую гданьскую верфь мы нашли с превеликим трудом. Водитель долго путался в узких проездах среди унылых серых блочных промышленных коробок без названий, столь типичных для предместий российских городов. Тем не менее «Зелёная Верфь» (www.greendreamboats.com) оказалась производителем современных композитных катамаранов Solliner (6.20Х2.32 м, вес 800 кг) с электромотором Torqeedo (2 – 4 kw).

Комфортабельный кокпит на 10 человек, скорость 11–14 км/час, 16 часов без подзарядки аккумуляторов, регулируемая по высоте крыша и никакого запаха бензина или масла! И всё это благодаря гибким солнечным батареям, вмонтированным в крышу.

– Кто покупает такие катера? – Интересуюсь у директора производства Мацея Зайцева.

– Все, кто угодно, есть и отдельные клиенты, живущие в глуши, так и компании, использующие катамаран как водное такси. В частности, в Стокгольме, шведский инвестор полностью окупил свои затраты всего за пять месяцев. При базовой стоимости судна в 40 000 евро, после эксплуатации его с апреля по сентябрь было выручено 50 000!

- А хватает ли такого маломощного двигателя?

- Кому-то это даже много, – смеётся Мацей, – Один наш финский заказчик попросил установить движок мощностью 1 кВт. Условия эксплуатации наших судов очень различны, ведь они бороздят воды и в США, и в Австралии, и в Бразилии. Есть они в Японии, Саудовской Аравии и даже на Шпицбергене. По сертификации, базовый катамаран проходит по категории «С», модель Solliner S – в категории «D». Вообще при выходе в море рекомендуем брать на борт не более 6 человек.


Компактное судно умещается на простейший автомобильный трейлер и за счёт опускающейся крыши может храниться в низких помещениях.

Посещение этой верфи лишний раз убедило нас в отсталости России в области бытового использования солнечной энергии. Кстати и в дальнейшем на выставке мы увидели большой стенд (www.activesol.energy), где можно было приобрести всё необходимое для получения бесплатного электричества в открытом море.

Себастьян Маевский, владелец верфи Techno Marine (www.technomarine.pl) и новенького автомобиля Land Cruiser (а это очень необычно для Польши), вроде даже немного растерялся, увидев толстых и задумчивых журналистов из Эмиратов.

– Рассказывать тут нечего, всё и так видно, если что – спрашивайте. – Себастьян резко подвёл черту под вступительным словом.

Действительно, здесь всё на виду – раскрой алюминия, матрицы для стеклопластика, хайполон для РИБов.

– Неужели и баллоны сами клеите? – удивляюсь я

– Всё, всё тут делаем! От 5 до 20 метров, а по цене в пределах 5000 – 300 000 евро. Но в планах есть идея постройки многофункционального 25-метрового судна (Luna 25). Оно уже потянет миллионов на пять.

На верфи сейчас трудятся 50 человек и география портов приписки расположена далеко от Мальборка. Сейчас у Маевского строится 10 полноразмерных РИБов для десантников Пакистана.

...А также и с бензином

Сотрудничество судостроителей с итальянскими дизайнерами вывело польскую продукцию на высокий уровень мирового качества. 60-70 футовые «Галеоны» украшают самые роскошные европейские салоны продаж. Но и более скромные по размерам модели являют образец хорошего вкуса и следования новейшим тенденциям в дизайне. Компания CP Yachts из Гижицко на Мазурах (www.comarpoland.eu) показала стильные моторные лодки CLANSHIP. Вертикальный форштевень и поперечный редан на днище придают их облику некоторый довоенный шарм, вместе с тем это изделия самого современного уровня, из хай-тековых материалов и с разнообразной электроникой на борту. Известные итальянские парусные яхты Comet – также продукт сотрудничества с CP Yachts.

выбрать фон сайта