katera.ru

«Wiatr I woda» тринадцать раз

Андрей Великанов

Добро пожаловать в край янтаря и романтики

«Ветер и вода» – название традиционной боутинговой выставки, которая в этом году в тринадцатый раз состоялась в польской Гдыне.

Попал я на этот праздник в составе команды «Mission Study Tour» куда вошли представители России, Арабских Эмиратов, Иордании и ещё один чудак на букву «м» из Ливана. В этой «сборной солянке» оказалось два с половиной журналиста, остальные так называемые деловые партнёры – то есть персоны, кто теоретически смог бы увеличить экспортный потенциал Польши. Мне удалось заманить на свежую «Краковскую колбасу» Андрея Прудникова, нашего известного экстремала по водным делам, который попутно имеет в Сургуте два салона водной техники и небольшую верфь, где самолично варит оригинальные алюминиевые корпуса длиною 7 – 10 метров.

В программу поездки входило также посещение трёх верфей, самой большой в Европе готической крепости Malbork, тесты катеров на воде, знакомство с музеем «Солидарности» Леха Валенсы, различные семинары и встречи с важными персонами, включая главного редактора журнала Zagle Вальдемара Хефлиха (Waldemar Heflich) и генерального секретаря Европейской палаты лодочной индустрии Сандрин Дево (Sandrine Devos).

Сразу по прилёту в Гданьск нам был вручён красочный журнал, открывающийся статьёй – «Польша – страна сюрпризов». Без преувеличения могу сказать, эта фраза было не что иное, как сама истина, и даже тот факт, что в гости к Леху Валенсе мы так и не попали, никоим образом не испортил великолепное впечатление от современной Польши, поляках и конечно же созданного здесь за последние четверть века водномоторного и яхтенного парадиза.

Кстати, Валенса до сих пор живёт в Гданьске и у него восемь детей.

Лучше раз увидеть

Забегая несколько вперёд, скажу – за все пять дней, проведённых в этой части Польши, нам ни разу не удалось увидеть ни живого полицейского, ни мигранта с Ближнего Востока, о которых так любят трубить российские новости. Отношение к нам было самое доброе и сердечное, словно опять вступили в эпоху развитого социализма имени Л.И.Брежнева.

Экономика Польши на подъёме (в 2017 году выросла на 4.2%), в страну потоком текут инвестиции и в области маломерного судостроения тут работают порядка 1000 предприятий (конкретно судостроительных – 200), на которых трудятся 35 000 человек. Денежный оборот яхтенно–моторной индустрии страны оценивался экспертами в 1.86 млрд. евро (2016 год).

Немного водномоторной истории

В первой половине XX века у Польши было всего 50 км берега Балтийского моря, Гданьск назывался Данциг, а самым известным морским сооружением страны был деревянный пирс в городе Сопот (кстати, это самая длинная подобная «деревяшка» в Европе – 511.5 м).

Всё изменилось после 1945 г, когда у страны оказалось уже 770 км Балтики, а руководство социалистического лагеря очень мудро возложило на Польшу ответственность за маломерное судостроение. И хотя 80% вей продукции верфей Teliga, Conrad, Polsport приходилось на СССР, сначала их деревянные, а потом уже композитные яхты хорошо знали и в ГДР, и в Румынии, и в Болгарии.

После коллапса начала девяностых прошлого века, маломерное судостроение страны довольно быстро обрело второе дыхание и на сегодняшний день Польша занимает первое место в Европе (а в мире второе – после США) по производству катеров размером от 6 до 9 метров. Учитывая, что 80% всех катеров Старого Света имеет размер менее 8 м, не сложно понять, какой вклад сюда вносят поляки.

Всемирной известностью также пользуются построенные здесь парусные яхты до 15 м длины, мегаяхты премиального сегмента до 24 м, катамараны и суперяхты до 40 м. Есть чем здесь похвастаться и в сегменте плавучих дач, водоизмещающих катеров и высокотехнологичных судов для внутренних водоёмов (в Польше есть 7000 озёр).

В 2017 году в стране было произведено 22 500 различных корпусов из которых 95 % (порядка 400 млн евро) пошли бороздить водные просторы других стран. 

Четвёрка основных импортёров местных верфей выглядит следующим образом: Норвегия, Франция, Германия, США. Эти имена покупателей говорят об одном – вопросы качества и мореходности у потомков Адама Мицкевича на очень высоком уровне.

В Польше выпускают свои борта такие известные мировые имена как Axopar, Bayliner, Beneteau, Fiskars boats, Jeanneau, Nordkapp, Quicksilver, Sea Ray, Uttern. Этому способствуют привлекательный инвестиционный климат, низкая инфляция и квалифицированная и сравнительно дешёвая рабочая сила.

Тем не менее, как сказал главный редактор журнала Zagle, внутри страны с населением 38.5 млн. человек зарегистрировано всего 60 000 маломерных судов (1 борт на 222 семьи) в то время как в Финляндии с населением 5.5 млн – 800 000 регистраций (1 лодка на 4.5 семьи). Также мы с удивлением узнали, что даже в Польше количество людей, занимающихся парусными делами, с каждым годам становиться всё меньше.

Продолжение следует

выбрать фон сайта