katera.ru

За и против самоотлива

Алексей Даняев

Было время, когда самоотливной (он же самоосущающийся) кокпит – то есть с палубой, расположенной выше уровня ватерлинии, с которой вода сама стекает за борт – встречался преимущественно на зарубежных моторных лодках, а на наших был экзотикой. Сейчас он стал фактически стандартом для большой части судов промышленного изготовления, тем не менее судостроители-любители то и дело задают вопрос: стоят ли преимущества, получаемые от наличия самоотлива, усилий по его организации?

Черпак - орудие реалиста. Крис Вальгрен представляет лодки "Терхи"

Среди стандартных лодок промышленного изготовления есть образцы и с закрытыми кокпитами, вода из которых удаляется помпами, и с системами осушения самотеком, и с кокпитами, полностью открытыми в сторону кормы. Каждый из вариантов по-своему хорош – выбирать потребителю. Поскольку развитые стандарты безопасности малых судов наподобие ISO 12217 не выставляют требования стопроцентной водонепроницаемости кокпита, вопрос устройства самоотлива не оказывает принципиального влияния на безопасность лодки, следовательно, его можно отнести к тем, что решаются на усмотрение конструктора.

Кокпиты без самослива часто встречаются на американских алюминиевых лодках. Строители, заботясь прежде всего о технологичности, настилают палубу по набору листами фанеры с нескользящим покрытием, при этом стыки не герметизируют. Попадающая в кокпит вода уходит в трюм и удаляется за борт помпой. Сплошная приварка палубы по контуру вызывала бы заметные деформации борта, что неприемлемо с позиций маркетинга. Осушительная помпа, как правило, снабжена автозапуском, но на всякий случай такие лодки на стоянке накрывают комплектным тентом – чтобы нередкие у нас дожди не высаживали аккумулятор. 


Трюмная помпа - важнейший элемент кокпита без самоотлива

Преимущества решения: максимальное использование объема корпуса, невысокий надводный борт, ценимый рыболовами, низкое положение центра тяжести, простота конструкции, применимость на любых лодках – от самых малых открытых до больших крейсерских.

Ограничения: постоянная сырость в трюме; судьба оставленной на плаву лодки будет зависеть от исправности и производительности помп – ведь за сутки дождливой погоды в открытую лодку может налиться около сотни литров. Особо мнительным владельцам предпочтительнее будет держать лодку на берегу.


Самоотливной кокпит снабжен глубокими желобами для стока воды

Самослив через шпигаты в борту или транце также встречается часто. В палубе кокпита устраивают водоотводящие желоба, которые сходятся к палубным стаканам, и через бортовые шпигаты вода стекает наружу. Если кокпит имеет непроницаемую конструкцию, сухость гарантирована. Но нет препятствий соорудить люки с крышками, если они обеспечат хотя бы минимальную защиту от проникновения в трюм дождевой воды или прилетающих из-под скулы брызг. Для этого делают комингсы люков высотой 25-50 мм, переходящие в упомянутые водостоки, а у крышек – отгибы на высоту комингса с задрайками по периметру, и уплотняют их стандартным резиновым профилем типа оконного. Такие решения применяется и на металлических лодках, но тогда конструкция получается трудоемкой в изготовлении. На парусных яхтах, которые ходят с креном, придется отдельно позаботиться о правильном взаимном расположении палубных и забортных шпигатов, чтобы не возникало ни противотока, ни застоя воды.

Преимущества: самослив работает при минимальном возвышении палубы над ВЛ, на лодках длиной уже от 4.5-5 м, а при значительной загрузке всегда есть возможность предотвратить обратное затекание воды с помощью клапанов-захлопок в шпигатах, шаровых кранов на сливных патрубках, просто пробок-чопиков.

Ограничения: большие объемы воды могут довольно долго сливаться через шпигаты, а при наличии люков в палубе часть ее все равно попадает в трюм, поэтому средства принудительного осушения остаются актуальными, хотя и в значительно меньшей степени. Шпигаты требуют также регулярной очистки от палубного мусора.


Поднятый над водой кокпит радикально решает проблему самоосушения

Наконец, наиболее радикальный способ избавиться от воды в кокпите – поднять его палубу так высоко, чтобы зачесть эту высоту в минимальный надводный борт, требуемый стандартом, либо вообще уйти от требований стандарта в части размеров и высоты расположения вырезов в борту. Тогда можно предусмотреть отверстия достаточного размера в транце, или даже просто заменить фальшборт в корме леерным ограждением – и любые объемы воды покинут кокпит без задержки. Такое решение применяют для специальных катеров достаточно большого размера, спортивных яхт, спасательных РИБов – там, где непотопляемость определяется не столько нормативной высотой надводного борта, сколько наличием достаточного запаса плавучести – в виде изолированных отсеков корпуса, надувного баллона либо наглухо заваренной части объема корпуса, а также задрайкой помещений по-штормовому.

Преимущества: максимальная простота и эффективность решения, возможность смыть всю рыбью чешую одним взмахом ведра.

Ограничения: образуется подпалубный объем значительного размера, который потребует идей по его использованию, либо придется смириться с его потерей, особенно на небольших лодках. Для них высокая палуба кокпита едва ли позволит без проблем разместить полноразмерную дверь в рубку – придется по-яхтенному комбинировать ее с открывающимся капом на крыше. Не лишним будет проверить также остойчивость, и стояночную, и ходовую.


Продолжение следует ->
выбрать фон сайта