katera.ru

Аварийность на воде: кому верить?

©

Неофициально об официальном

Группа «Водномоторник», действующая в социальной сети «Вконтакте», уже поднимала вопрос явного несоответствия статистики МЧС и реальных цифр гибели людей на водоемах России во время эксплуатации маломерных судов.

МЧС, напомню, докладывает о всего лишь нескольких десятках смертельных случаев в год при авариях с маломерными судами, и отмечает ежегодное снижение этого показателя. Основной причиной в примерно половине случаев называется столкновение судов, на втором месте – опрокидывание и затопление.

Мы же по открытым источникам констатировали в 2016 г. минимум 142 летальных исхода. Речь идет только об общедоступных фактах, опубликованных в СМИ, когда смерть людей уже подтверждена свидетелями или официальными властями и причины ее сомнений не вызывают. Специально игнорировались сообщения вроде «ушел на лодке и пропал, тело не найдено» или «никто не видел, как и что произошло». Так что ниже речь идет о минимальном достоверном количестве. Все ссылки на публикации регистрировались в комментариях к постам «Водномоторника», и любой желающий может изучить их самостоятельно.

Около года назад на запрос «Водномоторника» в МЧС довольно быстро пришел официальный ответ №29-20-6 на нашу публикацию, написанный простым и доступным языком, за что работникам Министерства отдельное спасибо. Суть его такова: в неправильной статистике виноват Росстат.
В частности, за подписью вр.и.о. начальника Управления безопасности людей на водных объектах МЧС России Н. А. Крючека значилось следующее:

«Данные о количестве погибших людей при авариях маломерных судов формируются Росстатом на основе статистических данных о количестве погибших людей на водных объектах Российской Федерации, получаемых из МВД России, Минздрава России, МЧС России и других органов исполнительной власти…

…Поскольку каждая авария с маломерным судном имеет определенный общественный резонанс, попытка сокрытия информации о такой аварии является бессмысленной. Ваши выводы о существенном расхождении данных о количестве погибших людей при авариях маломерных судов, представляемых МЧС России, с данными, указанными в других источниках, нам известны. В связи с тем, что ГИМС МЧС России не уполномочена комментировать расхождение официальных данных с информацией, содержащейся в коммерческих интернет-изданиях…»

То есть по сути выходит так: официальная статистика фиксирует год от года снижение показателей смертности из-за происшествий с маломерными судами, охотно относя это на счет успешной работы ГИМС, хотя «выводы о существенном расхождении данных о количестве погибших людей при авариях маломерных судов с данными, указанными в других источниках, нам известны».

В 2017 г. мы продолжили регистрацию несчастных случаев в России при использовании маломерных судов. Печальная статистика не оставляет никаких надежд на успокоение. Уже в середине мая можно было уверенно говорить о более чем 50 смертельных случаях в этом году! Лишь три из них связаны с затоплением самого судна и один — с получением травм после наезда судна на человека. Все остальные — это случаи гибели после опрокидывания лодки (подавляющее большинство, 85%) или выпадения за борт. Были ли на погибших спасательные жилеты? Вопрос, думаю, риторический. Наукой для нас пусть послужит и ряд судебных решений по уголовным делам прошлогодней навигации, когда виновные в необеспеченности пассажиров спасательными жилетами судоводители получили реальные сроки и — в дополнение к ним — миллионные штрафы в возмещение вреда родственникам погибших.

Грустная статистика к концу прошлой навигации такова: 237 погибших, из них 12 – дети и подростки. Причины следующие: переворот лодки или падение за борт – 203; столкновения лодки с другим судном, берегом, препятствием – 9; наезды в воде – 2; буксировка парасейла (парашют за лодкой) – 2; преступления на борту – 4; инфаркт, гипотермия –10.

По данным МЧС России, «в 2014 году было зафиксировано 29 аварий с маломерными судами, в 2015 на 20 процентов больше (36 происшествий), в 2016 году в 32 авариях погибли 43 человека».

Напомним, что мы проводили собственное исследование и годом ранее. Вот наши данные за 2016 год: при 142 погибших причиной были переворот лодки или падение за борт – 107; столкновение лодки с другим судном, берегом, препятствием – 24; наезд лодки в воде – 8; удар током от ЛЭП – 1; преступления на борту – 1; инфаркты – 1

Разницу в цифрах МЧС объясняет тем, что оно использует официальную статистику Росстата, который предоставляет «свои» данные. Ну, такой у нас, видать, Росстат. Бог ему судья.

При анализе официальных данных пришлось заодно затронуть тему поднадзорности нерегистрируемых судов. Полученный из МЧС ответ прямо сообщал: не подлежащие регистрации маломерные суда все-таки поднадзорны ГИМС. При этом требования к наличию каких-либо регистрационных документов на судно, а также документов, подтверждающих наличие права управления таким судном, действующим законодательством не предусмотрены. Тем не менее, маломерное судно, не подлежащее государственной регистрации, должно быть укомплектовано спасательными и сигнальными средствами, предусмотренными техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности маломерных судов» (ТР ТС 026/2012).

Что же касается регистрации гибели людей на воде, не хочется давать оценку «взаимодействия Росстата с МВД, Минздравом и МЧС и др.». Отметим очевидное: это ведомство, судя по всему, в большом долгу перед налогоплательщиками, и стоит лишь догадываться о достоверности остальных его данных…

Будет также лишним заниматься нравоучениями о пользе спасательных жилетов и умеренности пития, замечу лишь: статистика штука хорошая, но она – для умных. Капитаны, берегите себя и своих близких!

Текст статьи: Александр Анисенков. Иллюстрация: Эдуард Бубович

выбрать фон сайта