katera.ru

«Полтава» снова в Петербурге

«Полтава» снова в Петербурге

«Полтава» снова в Петербурге

Юлия Соборницкая

Линейный корабль «Полтава» был в числе первых кораблей юного российского флота, основанного Петром I. В его проектировании и строительстве царь принимал личное участие. Корабль начали строить на Адмиралтейских верфях с 1709 г., в июне 1712 спустили на воду. А в конце мая 2018 г. в Санкт-Петербурге была спущена на воду реплика той «Полтавы».

«Корабль воссоздают с 2013 г., и когда «Полтава» наконец была спущена на воду, на лицах многих наших строителей была замечена скупая мужская слеза. Все понимали эпичность происходящего», – сказал строитель верфи бригадир плотников Андрей Иванов. Он, как и многие, работал на верфи с первых дней строительства. По роду занятий промышленный альпинист, он решил работать на строительстве, потому что понимал, что «Полтава» – это такой проект, который бывает раз в сто лет.

Андрей не скрывал накала эмоций от этой стройки.

– Корабль во всей красе мы увидели только в последние месяцы. Долгое время это был корпус и шпангоуты, потом корпус, зашитый в леса. Целый год мы делали шпангоуты. 48 шпангоутов из 16 частей-футоксов каждый! Иногда было такое ощущение, что это не кончится никогда! Работа с деревом вообще очень кропотливая, она требует неимоверной тщательности, в ходу у нас были всевозможные инструменты: от бензопилы до стамески.

Потом началась установка палуб, киля, кормы и обшивка корпуса. Она интересна тем, что все поясья (пластины обшивки) – изогнутые. Обшивку делали из пластин длиной от 6 м и больше, шириной 1,2 м. Мы строили с таким тщанием, с каким, может быть, не строили и при Петре-батюшке.


Раньше как было? Сначала дуб отлеживался, сушился, и не один год. За это время древесина принимала свою форму, и для работы была удобнее. Мы такой роскоши были лишены

Андрей Иванов, бригадир плотников верфи

Строили из сырого дуба, только что срезанного. Дуб, кстати, везли со всей России. А чтобы придать деревянным пластинам нужную форму, мы нагревали их в специальной парилке – стимбоксе, разработанной у нас на верфи.

После того, как брус разогревался, его надо было быстро закрепить к шпангоутам. Пока приноровились к температуре, к самой технологии, много материала браковали, из трех пластин только одна шла в дело. Каждая деталь, которая соприкасается с другой деревянной деталью, регулярно пропитывалась специальными растворами «антиплесень».


Сначала на «Полтаву» хотели поставить двигатель, но потом решили сделать полную историческую копию.

Андрей Иванов

При этом судно должно быть безопасным и соответствовать всем стандартам безопасности Морского Регистра. И мы одобрение Регистра получили, на «Полтаве» был впервые отработан свод правил и требований для получения этого документа для таких вот реплик.

Историческую достоверность старались соблюсти максимально, несколько сотрудников верфи поднимали архивы, это было важно, потому что чертежи сохранились только частично, например, чертеж килевой части. Очень помогли нам дайверы. Они притащили кусок обшивки 300-летнего парусника, поднятого со дна Лахтиннского разлива – когда-то здесь было кладбище кораблей», – завершает рассказ Андрей.

Сейчас «Полтава» на воде. Но работы впереди еще много. Планируется, что Полтава будет достроена примерно за 10 месяцев. За это время будут установлены все необходимые системы, мачты, такелаж, паруса, уложен балласт, завершена внутренняя отделка. После спуска на воду корабль станет центром большого современного интерактивного музейного комплекса – научного, культурного, исследовательского и педагогического центра по изучению морской̆ истории и культуры России.


Зрители на торжественном спуске заняли весь волнолом гавани

Историческая справка.

Строительством «Полтавы» руководил мастер Федосей Скляев. Он был товарищем Петра I, с отроческих лет они вместе осваивали кораблестроительное дело. Cначала в рамках потешного Петрова войска, где Скляева с товарищами корабельному плотницкому делу обучал наставник Петра голландец Франц Тиммерман. Скляев основательно обучился голландским, английским и венецианским методам кораблестроения и освоил их на практике.

В Воронеже Пётр I назначил мастера своим первым помощником в строительстве 58-пушечного линейного корабля «Гото Предестинация», а в последующие несколько лет Скляев курировал создание еще и таких линейных кораблей как «Ластка» и «Старый дуб». Когда был основан Балтийский флот, Федосей Скляев был направлен на верфи Ладоги и в Санкт-Петербург, где он строил галеры и шнявы. Например, яхта «Надежда» стала первым кораблем, построенным в Адмиралтействе. Затем последовала 16-пушечная шнява «Лизет», за работу над которой Скляева произвели в чин морского поручика Преображенского полка и корабельные мастера.

1709–1712 гг. ознаменовались для него строительством полноценного линейного корабля – «Полтавы».


выбрать фон сайта